|
Перевозки (кочевки) пчёл |
Перевозить пчёл необходимо в первую очередь для опыления сельскохозяйственных культур, когда поля, занятые этими культурами, расположены дальше 3 км от пасеки. Кочевать с пчёлами (без ущерба для опыления) можно и на хорошие дикорастущие медоносы.
Особенно выгодна кочёвка пчёл в том случае, когда цветение различных медоносов не совпадает во времени. Использовав взяток с одного вида растений, например, с липы, отцветающей в июле, пасеку можно вывезти на более поздний полевой взяток.
Для успешного проведения кочёвки необходимо заблаговременно составить план использования кормовой базы в своевременно перевезти пчёл. Чем ближе пасека будет расположена к медоносам, тем больше мёда соберут пчёлы. Наоборот, при расположении пасеки в 2-3 км от медоносов сбор мёда значительно понижается, так как дальность полёта пчёл за нектаром требует от них непроизводительной затраты энергии и времени.
Многие крупные пасеки держат все свои семьи во время главного взятка на одном месте; в результате происходит перенасыщение пчёлами места стоянки пасеки, что резко понижает медосбор. Наилучшие результаты по выходу мёда получены на пасеках размещаемых на медосборе группами (отделениями) около 40 пчелиных семей, и лишь в местностях с обильным взятком группы могут быть доведены до 80-100 семей пчёл.
Пчёл для перевозки необходимо специально подготовить. Любой рамочный улей, применяемый на пасеках в колхозах и совхозах, можно приспособить к перевозке, устроив дополнительную вентиляцию в улье. Рамки укрепляют неподвижно разделителями.
Вентиляция улья. Переводить пчёл на взяток и опыление чаще всего приходится в наиболее жаркое время года. Во время перевозки пчёлы возбуждаются, температура в улье поднимается. Повышение же температуры опасно не только для пчёл и расплода, но и для сотов: пчелы в расплод могут задохнуться, а соты, особенно светлые, могут размягчиться и оборваться. Оборвавшиеся соты могут раздавить пчёл, вызвать ещё большее возбуждение семьи, повышение температуры в улье и привести к гибели целой семьи.
Чтобы предотвратить повышение температуры, нужно на время перевозки усилить вентиляцию улья. Проще всего для этого иметь деревянные рамы, закрывающие сверху гнездовой корпус улья, затянутые густой металлической сеткой или холстинкой. Перед тем как перевозить пчёл, с улья снимают потолок и всё утепление; на открытый улей накладывают раму и прибивают её к корпусу улья. Вместо рам можно использовать обыкновенные магазины, если они прочно ложатся на корпус. Сетка должна иметь просветы 2х2 или 2 1/2 мм В такую сетку пчела не может просунуть голову, и в то же время гнездо улья будет достаточно хорошо вентилироваться.
Если ульи имеют плотно надевающиеся крыши, то можно вентиляционные отверстия делать в стенках крыши с тем, чтобы пчёлы во время перевозки имели возможность выходить из гнезда и собираться под крышей. В передней и задней стенках крыши таких ульев делают вырезы возможно больших размеров. С внутренней стороны во весь просвет вырезов прибивают проволочную сетку.
С наружной стороны улья в вентиляционные отверстия вставляют втулки, которые закрепляют двумя вертушками. При перевозке пчёл втулки вынимают.
Скрепление рамок и частей улья. Неподвижность рамок достигается применением разделителей. На специально кочевых пасеках применяют рамки с постоянными разделителями. Верхнюю часть боковых линеек в этих рамках утолщают до 35-38 мм, благодаря чему сдвинутые рамки в улье плотно прилегают друг к другу в утолщённых местах и не шатаются.
Можно постоянных разделителей на рамках не иметь, а на время перевозки вставлять сверху между рамками временные разделители-брусочки.
Расстояние между последней рамкой и стенкой улья заклинивается таким же или более толстым брусочком. Если в улье меньше 12 рамок, то в этом случае необходимо рамки сжать и закрепить крайнюю из них гвоздями, чтобы они в дороге не шатались.
Части улья - дно, гнездовой корпус, магазин и крыша- должны плотно прилегать друг к другу и так скрепляться, чтобы ни одна из этих частей не сдвигалась и не шаталась. Улей, приготовленный для перевозки, должен представлять как бы одно целое.
Чтобы все части улья были неподвижны, их делают в фальц или на края стенок набивают плинтусы. На время перевозки отдельные части улья скрепляют между собою деревянными планками, железными прутьями с крючками, которые завинчивают шурупами, или просто сбивают гвоздями.
На рисунке показано удобное приспособление (<хомут>>) для скрепления частей улья перед перевозкой.
Подготовка пчёл к перевозке. Если пчёл перевозят в жаркое время, то все рамки с большим количеством мёда отбирают из улья и заменяют маломёдными или рамками с сушью.
Вынимают из улья также рамки с плохо натянутыми проволоками, со свежеотстроенными ещё непрочными сотами, рамки с неотстроенной искусственной вощиной и т. д. Сильным семьям ставят на гнездовые корпуса пустые (без рамок) магазины.
Щели в ульях, если они окажутся, необходимо забить планками, заделать паклей или замазать замазкой. Можно замазать и глиной, замешанной с коровьим помётом; такая промазка держится довольно продолжительное время. Глину берут и в дорогу.
Вечером, перед перевозкой пчёл, после того как совершенно закончится лёт пчёл на пасеке, в ульях закрывают летки задвижками, планками или затыкают сеном и открывают вентиляционные втулки. Если пчёлы долго сидят на прилётных досках и не позволяют закрыть летки, их нужно загнать в улей дымом. При этом струю дыма следует пускать то с одной стороны летка, то с другой, но так, чтобы в улей дым не попадал.
Одновременно с зарешечиванием летков с ульев снимают утепление (если на улье рама с сеткой) или открывают вентиляционные отверстия в крыше. Если перевозят пчёл в холодное время, вентиляционные втулки снимают только и одной стороны.
Стучать по улью при этом не следует, чтобы не беспокоить пчёл. Стуки по улью перед закрытием летков ведут к большому выкучиванию пчёл из улья и задержке в сборах в дорогу.
Перевозка пчёл и транспорт. Переводят пчёл в летнее время ночью или утром, очень рано, до солнечного пригрева; в пасмурное и прохладное время пчёл можно перевозить и днём.
Лучше и удобнее перевозить пчёл на автомашинах. На автомашине грузоподъёмностью в 1,5 т можно установить в 2 яруса 24 одностенных улья Дадана-Блатта. Ульи ставят по 4 в ряду вдоль кузова автомашины и по 3 улья поперёк кузова. Верхний ярус ульев отделяют от нижнего досками.
Установленные на автомашину ульи прочно увязывают верёвками. Обвязку ульев следует несколько раз проверить в пути и ослабленные верёвки подтянуть.
Перевозить ульи с пчёлами можно и на разведённой телеге. Для этого верх телеги снимается, передние и задние оси с колёсами разводятся, как это делается при перевозке брёвен. На разведённые таким образом оси кладут две доски, на которые устанавливают ульи в два ряда. Доски в этом случае пружинят и предохраняют ульи с пчёлами от сильных толчков.
Во избежание трения одних ульев о другие между ульями прокладывают соломенные жгуты или маты.
При перевозке ульев на телегах ехать надо только шагом.
Работа с пчёлами по приезде на новое место. По приезде на новое место лошадей надо увести с пасеки, иначе пчёлы их зажалят. Сняв ульи с автомашины или телеги, их надо осторожно, без толчков, расставить на точке и сразу открыть летки.
Вентиляционные отверстия в крышах закрывают втулками или вертушками, но распечатывать улей (снимать скрепы, вынимать брусочки) лучше на другой день по приезде на новое место: обеспокоенные перевозкой пчёлы обычно сильно жалят.
Если сверх гнезда была набита мешковина, то, приехав на место, поверх потолка кладут мат или утепляющую подушку. Мешковина снимается на другой день.
Ульи с перевезёнными пчёлами не следует ставить близко один от другого, чтобы избежать слётов пчёл с одних ульев и налётов на другие, в результате чего одни семьи могут усилиться, а другие ослабнуть.
Ульи следует ставить на расстоянии не ближе 4 м один от другого.
Когда пчёлы облетятся и успокоятся, семьи необходимо осмотреть: разделители-планки вынуть, оборвавшиеся соты исправить.
|
|
|